Наверх

Как психологические, физические, эмоциональные процессы влияют на восприятие смыслового сообщения вашего мероприятия?

Как психологические, физические, эмоциональные процессы влияют на восприятие информации вашего мероприятия?Что помимо знаний поможет выстроить смысловой каркас мероприятия? Какие процессы - психологические, физические, эмоциональные - влияют на восприятие смыслового сообщения? На эти и другие вопросы в подкасте ИвентКухня ответила нейропсихолог, методолог развивающих сред Дарья Масленникова. 1 дарья масленников ИК (1)

Видение

Я встречала людей, которые совершенно не владеют этой сложной технологией, которую предлагаем мы, а она сложная, но если ты прошел по шагам, то независимо от того, гуру ты или нет, есть ли у тебя концептуальное видение или нет, ты придешь к смысловому каркасу. Тебя технология просто вынесет к смысловому каркасу. Это то, что работает, но для этого нужно многое знать, идти по этой технологии, нужно ее соблюдать, но есть люди с потрясающим концептуальным мышлением, которые видят целиком. Такое же видение у режиссеров и дирижеров. Дирижер, мысля о симфонии, думает не о последовательности нот, он видит ее целиком. Он видит начало - увертюру, ее кульминацию, конец. Он все воспринимает целиком. Режиссер пьесу видит одновременно - начало, конец, кульминацию и ТЗ для рабочей сцены. Он все воспринимает единомоментно. Его задача просто растянуть постановку во времени. Если есть дар концептуального видения, когда мы чувствуем, целостно воспринимаем образ всего делового события, тогда к черту технологию, нужно просто использовать свой дар, знания не нужны. Если дара нет или он не очень развит, то тогда лучше двигаться по методологии, шаг за шагом делать и страховать себя, иначе упустишь какие-то важные моменты.

Физиологический аспект

Физически человек может быть в состоянии, может быть не в состоянии. Моя любимая тема, что духота, жажда, голод или, наоборот, попытка переварить тяжелую пищу лишает нас тотально возможности воспринимать - организм занят другим. Статичная поза, неудобные стулья, ты садишься, ерзаешь на пластиковом стуле, там такой угол спинки, что ты за 20 минут 100% отсидишь копчик и начало крестца. Физически нужно вспомнить это ощущение. Кроме того, что это буквально отвлекает, та поза, которую ты находишь, в ней будет не физиологичной, в ней кровоток будет не самым прекрасным, в мозг поступит буквально не тот объем крови, как нужно, кислорода будет недостаточно - ты будешь тупой. То есть связка: стул - тупость, духота - тупость - мы смотрим опять в конец. Человек в состоянии или нет? Я недавно была в театре, там было душно, я была в восторге и экстазе от постановки, но из-за духоты я не знала, куда мне себя деть, я начинала засыпать. Мне очень было обидно, я не хотела засыпать, я хотела быть сконцентрированной, но духота просто парализовала меня. А нормальные люди заснули, не такие мотивированные, как я.

Психологический аспект

Второй пункт - психологический. Есть высшие психические функции - внимание, память, мышление, воображение, эмоции, мотивация, потребности - это все разделы общей психологии. Это то, что психологи проходят на первом курсе, потом сдают и по возможности забывают. Но кто-то, кто не забывает, в какой-то момент соображает «боже мой, внимание!». Конечно, если мы не привлечем внимание, наш участник будет рассеян и не воспримет контент. Не воспримет - не поймет, не осмыслит. Не осмыслит - не запомнит. Мы подключаем воображение. Мы даже не отдаем себе отчет, насколько мы нуждаемся в том, чтобы наши участники подключили воображение. Чтобы прочитать схему, нужно воображение, нужно, чтобы человек представил, как он пройдет по этой схеме. Мы используем воображение. Мы часто стремимся так разжевать, производя сигнал, что воображение не нужно. И взрослые люди реагируют отторжением, они не любят тотально разжеванную информацию. Они хотят осмыслять и додумывать, но часто им не оставляют эту возможность. У нас крайности: либо спикер говорит намеками, кричит что-то со сцены «А! О! Ура!», ничего не объясняя, либо он разжевывает до победного, и очень мало середины, где дают пищу для ума, и ум переваривает это.

Эмоциональный аспект

Эмоциональные процессы. Третий… Из всего спектра эмоций я бы выделила то, чем злоупотребляют для манипуляции и то, что нам нужно для контакта. Если мы выстроим свое выступление так, что пристыдим аудиторию, то, конечно, избегание стыда будет мощным стимулом для аудитории, чтобы в анкетах обратной связи пообещать какие-то действия. Понятен механизм? Но в момент, когда человек пообещал те действия, мы отыграли с ним обычный школьный сценарий: мы надавили, он что-то пообещал, и в этот момент его психика успокоилась, ведь от него отстали, он сделал то, что требовали - он заполнил анкету обратной связи. Делать обещанного человек не будет. Чем спикеры пользуются еще? Стыд, вина. Они цепляют вину. У нас, конечно, публика мазохистичная. Она любит, чтобы об нее вытирали ноги, говорили, что она - ничтожество. Проблема в том, что многие их намерения гораздо больше, чем их возможности: я собираюсь вести здоровый образ жизни, делать зарядку, бегать, спать и прочее... В итоге я себе планирую на 100% времени бодрствования 240% нагрузки. Я не успеваю физически, я не могу этого сделать. Страх, стыд, вина - триада, чем манипулируют. То есть, как только спикер начал обращаться к стыду, вине или страху, то его надо просто гнать. Прямо посередине выступления. Я серьезно, я экстремально настроена по поводу этики спикеров. Когда мы делали TEDx Volchonka, у нас не было неожиданностей. У нас был, допустим, спикер, который пугал, не было тех, кто стыдил и винил. Но тот, который пугал, - это была глава «Смерть» - должен был рассказывать, как процесс приведет всех нас к мучительной смерти. Это была задача спикера. Это в драматургии было очень важно. Что должно быть? Симпатия и доверие. Я буду черпать информацию из того источника, которому я доверяю и к которому у меня возникает симпатия, как минимум, эмпатия, как максимум, это значит я уже идентифицирую себя с ним, сопереживаю всецело. Мне, допустим, кто-то рассказывает свою историю про детей - мне хочется вскочить и сказать «а у меня тоже!». Это уже эмпатия, и тогда я ему доверяю. Когда мы не учитываем этот план, мы сами себя обрекаем на неуправляемые барьеры. Допустим, мы не вписали в бриф спикеру, что он должен установить контакт с аудиторией. Может быть такое? И он сразу пришел рассказывать. Контакт с аудиторией - это не значит «поднимите руки», это не единственный способ. Может быть, познакомиться с аудиторией, может быть, рассказать историю, которая коснется всех. Может, его так представят, что все подумают «вау, это немыслимо, мы так ждали этого человека, какое счастье, что он пришел» - и возникнет симпатия. Может, он просто очень обаятельный. В начале каждого выступления нужно установить контакт с аудиторией. Что значит контакт? Доверие и симпатия.
Хотите сделать событие идеальным? Обязательно позаботьтесь о том, чтобы участникам мероприятия было комфортно в физическом, эмоциональном и психологическом плане. Исключите все физиологические неудобства - слушатель с большей вероятностью усвоит контент, если будет сидеть на удобном стуле, в проветриваемом помещении, а также если будет предусмотрен перерыв на отдых между сессиями. Нужно не забывать, что люди могут только физически присутствовать на мероприятии, поэтому важно завладеть их вниманием. Как это сделать? Во-первых, откажитесь от любых манипуляций с чувством стыда, вины и страха - это не работает. Постарайтесь слушателей очаровать с помощью истории, шутки, улыбки. Во-вторых, дайте участникам события пищу для ума, не пытайтесь разжевывать материал полностью. Преподнесите его так, чтобы у публики случилось озарение. И в целом старайтесь быть дирижером своего события: огромное количество коммуникаций соедините в целостную картину, воедино, а не расплескивайте свой взгляд на каждую составляющую отдельно. Тогда вы сможете подготовить классные выступления спикеров, воодушевить слушателей и провести запоминающееся мероприятие, которое оставит приятное послевкусие!